Александр Твардовский — Отец и сын: Стих
Быть может, все несчастье
От почты полевой:
Его считали мертвым,
А он пришел живой.
Живой, покрытый славой,
Порадуйся, семья!
Глядит — кругом чужие.
— А где жена моя?
— Она ждала так долго,
Так велика война.
С твоим бывалым другом
Сошлась твоя жена.
— Так где он? С ним по-свойски
Поговорить бы мне.
Но люди отвечают:
— Погибнул на войне.
Жена второго горя
Не вынесла. Она
Лежит в больнице. Память
Ее темным-темна.
И словно у солдата
Уже не стало сил.
Он шопотом чуть слышно:
— А дочь моя?- спросил.
И люди не посмели,
Солгав, беде помочь:
— Зимой за партой в школе
Убита бомбой дочь.
О, лучше б ты не ездил,
Солдат, с войны домой!
Но он еще собрался
Спросить:- А мальчик мой?
— Твой сын живой, здоровый,
Он ждал тебя один.
И обнялись, как братья,
Отец и мальчик-сын.
Как братья боевые,
Как горькие друзья.
— Не плачь,- кричит мальчишка,
Не смей,- тебе нельзя!
А сам припал головкой
К отцовскому плечу.
— Возьми меня с собою,
Я жить с тобой хочу.
— Возьму, возьму, мой мальчик,
Уедешь ты со мной
На фронт, где я воюю,
В наш полк, в наш дом родной.
Анализ стихотворения «Отец и сын» Твардовского
Военная лирика Александра Трифоновича Твардовского – центральная тема его творчества.
Стихотворение написано в 1943 году. Его автору в эту пору исполнилось 33 года, в Великую Отечественную войну он фронтовой корреспондент, за свои патриотические стихи, поднимающие дух бойцов, был не раз награжден. Давно женат, отец двух дочек. По жанру – почти народная песня, по размеру – ямб со смешанной рифмовкой, с присутствием и холостой, 12 строф. Лирический герой – солдат, сумевший ненадолго вырваться к семье с фронта. Композиция сюжетная. События в ней изложены драматические, но для военного времени вполне будничные. В 2 четверостишии выясняется, что на героя пришла похоронка. Спустя время вдова с детьми согласилась выйти за друга покойного, надежного человека. Диалог солдата и местных жителей продолжается. Кажется, ситуация безвыходная, семьи теперь как будто нет. Герой решает поговорить с другом, объясниться. Но и он «погибнул на войне». Жену забрали в психиатрическую лечебницу. «Убита бомбой дочь». После такой черной вести сами люди почти что ропщут: о лучше б ты не ездил домой! Последняя отрада – сын. «И обнялись, как братья». Война делает детей взрослыми, мальчик прочувствовал всю горечь утрат и глубину обретенного счастья быть рядом с отцом. «Не плачь, не смей!» Этот крик ребенка – запрет на слезы не столько отцу, сколько самому себе. «Возьми меня с собою»: видимость мирной жизни его не устраивает, ему хочется настоящего тепла, пусть и среди тягот и опасностей войны. Сиротство, одиночество, невозможность разделить горе с родным человеком пугает его сильнее, чем фронт. «Возьму в наш полк»: за эти несколько лет солдат сроднился со своим полком, он убежден, что мальчика там и примут и, в случае чего, не бросят в беде. Лексика живая, разговорная. Чувствуется желание поэта создать интонацию фольклорную, доверительную. Композиционный стык 1 и 2 строфы: живой. Инверсия: сошлась жена. Сравнение: как братья. Это же сравнение становится лексическим повтором. Уменьшительный суффикс, подчеркивающий беззащитность ребенка: головкой. Просторечия: по-свойски, погибнул, темным-темна, бывалым. Метафора: покрытый славой. Эпитет: горькие друзья. Противопоставление в 3и 4 строках первого четверостишия. Восклицание: порадуйся, семья!
В форме народной песни в стихотворении «Отец и сын» А. Твардовский излагает историю одной семьи.